Информационно-Аналитический
Портал

ИНГУШЕТИЯ И ИНГУШИ!
08.04.2012 09:08
Два месяца назад наткнулся в интернете на статью неизвестного автора.   В этом тексте он размышляет о нас с вами. Какие мы, что характерно для нашего ингушского общества. Прочитал с огромным удовольствием, дал старшим нашим почитать. Многие моменты, на мой взгляд точно отражены.

Все люди на земле бегут от места, где им грозит смертельная опасность. Ингуши изо всех сил спешат туда, где стреляют или гремят взрывы, а то не дай Аллах они ничего не увидят своими глазами и придется довольствоваться чьими-то рассказами. Большая часть пострадавших в различных ЧП — именно такие зрители. И, как правило, чем опаснее “представление”, тем их больше.

 Существуют две разновидности ингушей. Первые считают своих соплеменников худшим народом на земле и приводят в защиту своего мнения веские доводы. Вторые убеждены, что ингушский народ — соль земли и носитель всех достоинств, данных Богом человеку при его сотворении, квинтэссенция всего подлинно человеческого. Нигилисты высказывают свое мнение устно, с большим эмоциональным надрывом и обычно перед большой аудиторией на различных торжествах, но мнение это никогда не озвучивается в средствах массовой информации и различной печатной продукции. Мнением вторых переполнено все, что издается в Ингушетии.

 Природа ингушского нигилизма непонятна, но вряд ли найдется на свете народ, который так легко и глупо теряет саму свою сущность. Ингуш предельно легко отказывается от своего прошлого, будь то кухня, архитектура, одежда, а отчасти и язык. Его пренебрежительное отношение к своим уникальным архитектурным памятникам, сохранившимся лишь чудом, может изумить любого европейца. Сотни и тысячи взрослых ингушей никогда не видели своих родовых башенных поселений в горах, ехать до которых всего несколько часов и добраться куда можно практически безо всяких препятствий. Они в этом признаются, ничуть не стесняясь.

 В Японии вы не найдете взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не поднялся на Фудзияму. В Ингушетии не найдете и трехсот человек, раз в жизни поднявшихся на священную Столовую гору, на самой вершине которой стоит тысячелетний храм, ныне служащий убежищем для скота.

 Ингуш убийственно серьезен и не придает никакого значения таким пустым, на его взгляд, вещам, как музыка, поэзия, танцы, познавательные путешествия и пр. Свадьбы и похороны здесь почти ничем не отличаются друг от друга. Музыки и веселья на свадьбах нет уже десятки лет. В быту полностью утеряна культура танца. Танцы — удел одного или двух государственных ансамблей, очень незначительно пополняющихся свежими силами, так как профессия танцора, мягко говоря, не очень уважаема, как и профессия актера. Старейшины и духовенство, борясь с ингушской музыкой и танцами, видно, сами того не зная, выполняют давние советские установки на изжитие национального духа во всех областях жизни малых народов и на удивление быстро преуспели в этом.

 Вопреки устоявшимся мифам ингуш мечтает о крепком государстве, но государстве справедливом, которое перестанет, наконец, без причины бить его по голове с ужасающей методичностью — каждые полвека и чаще. Дикая свобода давно перестала быть его средой, и он это понимает всеми фибрами своей души. А если и не понимает, деваться ему некуда.

 Ингуш знает, что любые обращения к Разуму и Закону в нынешней ситуации просто бессмысленны. В отношении ингушей и чеченцев у государства с давних пор сложилась формула: “Своими стать мы вам не позволим, а чужими — тем более”.

 Материальное благосостояние и религия — вот два кита, на которых строится мир ингуша. Трудно найти на земле более религиозный в массе своей народ, чем ингушский. Стремление к материальному благосостоянию для ингуша, возможно, важно ничуть не меньше религии, но способы достижения его регулируются религиозными запретами. Быть бедным — стыдно. Спорить с этим ни один современный ингуш не станет. Поставленный в самые неблагоприятные условия, он прилагает бешеные усилия, чтобы не быть беднее основной массы окружающих, а если не получается — то хотя бы казаться таковым. Ни один специалист по экономике не сможет понять, на какие средства среднестатический ингуш построил добротный кирпичный дом. Если у ингуша есть какие-то деньги, то самые большие купюры будут всегда лежать наверху. И тратить их он будет не с меньшим достоинством, чем настоящий миллиардер.

 Кирпич и цемент — главные составляющие материальной жизни ингуша. Если бы герб Республики Ингушетии составлял я, то на 90 процентов он состоял бы из изображения кирпичной кладки.   Большой кирпичный дом — это мечта, с которой ни один ингуш не расстается никогда. Все другие материалы и архитектурные изыски исключаются. Дом должен быть таким, как у всех, но желательно чуть-чуть больше, чем у остальных. Какие-то новаторские идеи в обустройстве дома тоже не приветствуются. Зачем? Все должно быть одинаково. Это касается также одежды, посуды, мебели и всего прочего.

 “А как же стройные ингушские башни?” — спросите вы. Стройность ингушских башен — это прямизна обнаженного и поднятого вверх меча или готовой сорваться с тетивы стрелы. Они величественны и красивы, но абсолютно одинаковы.  В ингушском языке есть слово “яхь”, точные смысловые оттенки которого невозможно перевести на другой язык. Приблизительно его можно перевести как “соперничество, длящееся всю жизнь”. При этом предполагается соперничество, соревнование только с представителями своего народа. Если раньше в понятие “яхь” входило и соперничество в храбрости, знании тонкостей архисложного ингушского этикета и многое другое, то в современной ингушской среде осталось только соревнование в достижении богатства. Для творческого человека, несмотря на насыщенность событиями и переменами, жизнь в этой среде по большому счету невыносима.

 Никакого национального сознания и национальной стратегии развития, кроме “яхь”, у ингушского народа нет. Люди творческих профессий, более или менее талантливые, исчисляются единицами и не очень обласканы народной любовью, как и вниманием власти. Посредственность, умеющая зарабатывать деньги на подобии искусства, более приемлема для менталитета ингуша, чем одаренный художник с возвышенным сознанием. Оправдывать существующее положение вещей бесконечными репрессиями, которым подвергался ингушский народ, нет смысла. В таком случае ни евреи, ни курды, ни поляки и другие народы с трагической историей не имели бы ни литературы, ни искусства.
 Недавно Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ, готовивший семинар молодых писателей, попросил прислать анкеты молодых ингушских писателей и поэтов и их произведения. Представителям фонда никто не ответил. Промолчал единственный в республике литературный журнал, промолчал Союз писателей… В чем же причина? Дело в том, что ингушских поэтов и писателей в возрасте до 35 лет попросту нет в природе.

 Ингушские города и села грязны и безлики. Держа в идеальной чистоте свой дом и двор, в соответствии с идеологией “яхь” (единственной ингушской идеологией), ингуш глубоко безразлично относится к чистоте улицы, квартала, города. Экологическое сознание у него отсутствует. Мусорные свалки вырастают в любом месте. В этом смысле ингуш ничем не отличается от всех остальных жителей России.
 В этой теме мы не можем не коснуться чиновников, так как состояние населенных пунктов на 90 процентов зависит от них. Ингушский муниципальный чиновник так же уродлив и вороват, как и общероссийский, но отличается от него тем, что не занимается своими прямыми обязанностями вообще, если это не сулит ему какой-нибудь дополнительной выгоды, помимо зарплаты. Подвалы всех немногочисленных многоквартирных домов в республике, исключая новостройки Магаса, многие годы залиты фекальными водами.

 На свадьбы и похороны уходит значительная часть бюджета ингуша, и они чуть ли не главная составляющая его жизни. Ездить и ходить на них приходится почти ежедневно, так как все ингуши — родственники, в той или иной мере. Последовательное сужение территории проживания ингушей в большей мере объясняется тем, что они на уровне подсознания стремятся собраться как можно плотнее, чтобы легче было ездить друг к другу на похороны, свадьбы и иные торжества и события. Соседи ингушей знают об этой черте национального характера и на протяжении многих веков пользуются ею, сначала просто занимая с согласия хозяев пустующие земли, а в последние десятилетия прибегая к более коварным методам.

 Земельный голод, приводящий к кровавым междоусобицам, и крайне пренебрежительное отношение к границам своих земель — вот одно из необъяснимых противоречий ингушской ментальности.

 На протяжении веков у ингушей не было князей и господ, ни в каком смысле. Военный вождь, избранный на время войны по определенным качествам, был вождем только в том случае, если сражался до конца боя впереди всех. Ни на какую особую долю добычи в случае победы он не мог претендовать. Не знал он также и о том, будет ли избран вождем в следующей войне.

 Наличие храбрости и мужества не считалось какой-то особой добродетелью. Замечалось только ее отсутствие. Говорить о том, что кто-то храбр и мужественен, считалось неприличным, так как это подразумевало, что он храбрее и мужественнее присутствующих. Рассказчика встречало холодное равнодушие. Кстати, эта черта ингушского характера сохранилась до наших дней без изменений.

 А.П.Деникин в своей известной книге “Очерки русской смуты” писал о том, что основным занятием ингушей является скотоводство и грабеж. Генерал очень предвзято относился к ингушам, так как они вместе с чеченцами основательно потрепали его отборные дивизии, по сути сломали хребет всему его воинству. В высказывании генерала Деникина все же есть доля правды. Но походы наездников за добычей практиковались у многих народов мира, если не всех.

 Монголо-татарское нашествие, а затем и кровавый поход Тимура хромого заставили остатки ингушского народа после тяжелых боев отступить в горы и выживать в тяжелейших условиях. Именно тогда взметнулись к небу величественные ингушские боевые башни, не имеющие аналогов в мире. Ингуши стали презирать все ремесла, кроме строительства. Все остальное можно было отобрать у других и привезти к себе. Потеряв в страшной и неравной войне на равнине все свои великолепные мастерские, дома, ухоженные поля, дающие богатый урожай, ингуши в дальнейшем стали добывать средства на жизнь угоном кабардинских, ногайских и калмыцких табунов и стад, не испытывая никаких угрызений совести. Впрочем, сами они тоже подвергались постоянным набегам представителей вышеназванных этносов.

 К тому времени, когда русские пришли на Кавказ, ингуши уже возвратились на свои плоскостные земли, после долгой и трудной борьбы вытеснив оттуда пришельцев-кабардинцев, многократно превосходивших их численностью, и на самом деле стали, как писал генерал Ермолов в своем письме к митрополиту Феофилакту в 1819 году, “кротким и трудолюбивым народом”, мечтающим только о том, чтобы мирно возделывать возвращенную с таким трудом землю. О сопротивлении русским войскам и администрации, в то время еще не показавшей своего истинного лица, не было и речи. Комплекс завоеванного народа у ингушей и ныне отсутствует, но зато есть злость перманентно обманываемого и избиваемого народа.

 Во второй половине девятнадцатого века из маленького ингушского народа, насчитывавшего в то время, по самым смелым предположениям, 15—17 тысяч человек, вышло шесть полных генералов царской армии. В Конвое Его Императорского Величества за короткий срок прошли службу около сорока представителей ингушского народа. Это абсолютный рекорд, если учитывать численность ингушей.

 Во всех российских войнах, начиная с Отечественной войны 1812 года и кончая вторжением в Афганистан, ингуши показали себя фантастически храбрыми воинами. Одним из ярких примеров их героизма стала Брестская крепость, о чем до конца 80-х годов писать запрещалось.

 Ингуш мстителен и никогда не забудет о нанесенной ему обиде или оскорблении, не говоря уже об убийстве. Месть может обрушиться на виновника, как шквал, и через пятьдесят лет. При этом непреднамеренное убийство прощается сразу, в тот же день. Был случай, когда водитель насмерть сбил на дороге двух девочек пяти и шести лет. Когда выяснили, что он не пьян, а девочки резко выбежали из-за угла, отец девочек тут же, на месте, простил его. Совершенно невозможно для любого ингуша то, что совершил владикавказский архитектор Калоев, который после гибели своей семьи в страшной авиакатастрофе убил авиадиспетчера Питера Нильсена. По ингушским нравственным законам, это — убийство совершенно невиновного человека, и ни о каком обычае кавказской мести тут речи быть не может.

 Человеку, впервые попавшему в ингушскую среду, может показаться, что все процессы, происходящие в ней, хаотичны и непредсказуемы, и только спустя некоторое время он поразится тому, насколько четко обозначено место каждого индивида по возрасту, полу и т.д. Жизнь ингуша есть постоянное напряжение всех духовных и физических сил, зачастую порожденное страхом перед общественным мнением. Любой пустяк, например, выход на улицу в тапочках может стать для юноши причиной того, что за него уже не отдадут любимую девушку. Пройтись по улице в потрепанной одежде, даже если идешь делать не очень чистую работу, не принято. В далекую пору это объяснялось тем, что весь народ, по существу, был одной организованной и всегда вооруженной армией. Для того чтобы выжить, необходимо было находиться в полной боевой готовности круглые сутки. Отголоски этих времен сохранились до нынешних дней, тоже не совсем мирных. Даже самые близкие ингушам по ментальности чеченцы поражаются тому, что ингуш никогда не расслабляется в обществе и в глубине души всегда ожидает нападения, неважно какого.

 Из ингушей очень редко получаются хорошие врачи, учителя и люди творческих профессий. Как уже писалось выше, ремесленников среди них нет совсем. Но из них выходят великолепные спортсмены, военные и дипломаты.

 Увидев, в каких залах тренируются в Ингушетии чемпионы и призеры общемировых первенств и чемпионатов, требовательные западные спортсмены будут в шоке. Что касается дипломатии, то ее ингуши изучают с пеленок, и поэтому встреча с человеком самого высокого ранга никогда не приводит их в трепет. Иностранные и российские исследователи в своих трудах всегда отмечали это природное свойство ингушей.
 Склонность к военной службе и дипломатическому поприщу ингушу крайне редко давала реализовать Советская власть. Единицы, которые преуспевали в этой области, всегда должны были идти на сделку со своей совестью. Совершенно иное положение дел было и есть там, где живут эмигранты-ингуши трех основных волн эмиграции: конца Кавказской войны, революционных лет и Великой Отечественной войны. В основном это страны Ближнего Востока. Например, в Иордании вся без исключения королевская гвардия состоит из чеченцев, ингушей и других представителей народов Северного Кавказа. Все более или менее известные спортсмены — также из них. Самые лучшие представители дипломатических корпусов этих стран — выходцы из Центрального Кавказа. Возможно, когда-нибудь будут преодолены стереотипы, созданные Сталиным и Берией, которые испытывали к ингушам и чеченцам личную внутреннюю неприязнь, и Россия получит великолепных дипломатов и военных из ингушской среды. Конечно, представители ингушского народа добиваются успехов и в других профессиях, но склонность к вышеназванным профессиям присуща им генетически.

 Отношение к гостю и вообще любому человеку, оказавшемуся под его кровом, выделяет ингуша среди всех. Если гостеприимство, включающее в себя только ночлег, теплую беседу и угощение, есть практически у всех народов мира, то, оказавшись в ингушском доме, гость получает не только все это, но и хозяев, готовых в случае опасности биться за него до последнего вздоха. Нередки случаи и в далеком прошлом, и ныне, когда хозяин и его сыновья погибали у порога собственного дома, защищая гостей или любых людей, бежавших от преследования под их крышу.
 В 1909 году целый аул Кек был окружен и разрушен царскими войсками за отказ выдать тяжело заболевшего и скрывающегося здесь абрека Зелимхана. Горсточка наездников вывезла Зелимхана в безопасное место, а все жители села с семьями были сосланы в Сибирь.
 В 1919 году на ультиматум генерала Деникина выдать представителей советской власти на Кавказе — Кирова, Орджоникидзе и прочих — ингуши ответили яростным сопротивлением и потеряли в боях треть взрослого населения.

 Если раньше ингуши легко вступали в межнациональные браки, то сегодня это происходит крайне редко. Тому есть своя причина. После выселения ингушей и чеченцев в Среднюю Азию и Казахстан советская власть поставила цель — любым путем ассимилировать переселенцев. Было принято постановление: любая представительница репрессированных народов, вышедшая замуж за представителя другого народа, автоматически становилась свободной. Несмотря на то что женщин, желающих воспользоваться данным постановлением, практически не было, старейшины двух народов, чтобы сохранить свои этносы, объявили негласный запрет на межнациональные браки. Запрет этот за редкими исключениями действует и по сегодняшний день.

 Выражение “нет пророка в своем отечестве”, кажется, выдумано специально для Ингушетии. Выделившийся какими-то особыми качествами человек никогда не найдет себе здесь места. Самые талантливые врачи, изобретатели, художники чаще всего покидают родные края, так как в сером и унифицированном тусклой ингушской идеологией “яхь” обществе, признающем только материальную сторону жизни, одаренным людям нет места. Они мешают и чиновнику-вору, и “фээсбэшному” мулле, и всем родственникам, у которых начинают болеть глаза от излучаемого ими яркого света.
 И конца этому не видать.
 
Автор: Без подписи
Комментарии (70)
1 08.04.2012 09:33
Аслан
В Японии действует один закон с пакон веков, в Ингушетии три закона, Японцы умирали за страну и народ ( камикадзе, ныне смертники ) мы смертников называем терорристами, а в Японии камикадзе почтиаемые люди. Не надо сравнивать ингушей с кем либо, ингуши должны достойны быть сперва самих себя, а потом смотреть на других.
2 08.04.2012 09:33
гога
Интересно на себя взглянуть со стороны)
3 08.04.2012 09:44
Человек
Да уж... Против правды не попрешь...
4 08.04.2012 10:26
Со ва из!
Вот это да.а.а...
5 08.04.2012 11:14
Дудар
Автор не малоизвестен. И статья эта известна. И многое в ней правда. Но раз авторство скрыли, то и мне незачем его открывать.
6 08.04.2012 11:18
Сега
1-му Аслану!
Так что ты нам предлагаешь всех и вся взрывать? ОК! Я соглашусь с тобой что нужно называть камикадзе! НО! Вопрос: ПОЧЕМУ ИХ ГАЗАВАТ НЕ ВЫХОДИТ ДАЛЬШЕ МОЧХИ-ЮРТА перекрестка?
7 08.04.2012 11:43
асса
Занимательная статья.А я думаю,что такие отношения среди ингушей способствуют тому,чтобы наш немногочисленный народ не растворился в пространстве.И еще-если действительно одаренный человек освоил еще и ЯХЬ,то это пошло бы и ему,и ингушскому обществу только на пользу!
8 08.04.2012 12:22
А вот и я
Прочитал на одном дыхании. Все совершенно верно. Сохраню статью в своей копилке избранных))) а кто автор? Жутко интересно узнать
9 08.04.2012 12:54
ГОСУДАРСТВО - ВЛАСТЬ РАБОВ
Ингуши единственный народ на Кавказе который жил без князей !!
Это отражается на сознаний ингуша, который всегда против любой власти !
Ингушам очень трудно строить государственность т.к.ИНГУШИ САМИ ПО СЕБЕ... власть у нас сама по себе!
Вот САМЫЕ БЛИЗКИЕ НАМ чеченцы 200 лет жили под князьями ногайскими, силиевскими, кабардинскими - Айдамировы, Хасбулатовы,Салиевы,Чермоевы,Бековичи-черкаские и т.д. потому они всегда поддерживают власть и Кадырову очень легко... Мы и там им житьне довали приходили убивали князей и т.д.
Государство - произведение рабов !!!
ИНГУШИ МОГУТ ЖИТЬ ПРИ НАСТОЯЩЕЙ ДЕМОКРАТИИ. ГДЕ СИЛЬНА СЕМЬЯ И ЕЕ ОТЕЦ-ДА...
ИЛИ СО ВРЕМЕНИ ИНГУШИ БУДУТ ПОХОДИТЬ НА РАБОВ, ЧТОБ СТРОИТЬ ХОРОШЕЕЕ ГОСУДАРСТВО
10 08.04.2012 13:02
БОРЗ
Ну кое что правда! А те минусы которые существует это результат борьбы За существование, нескольких веков! Мы должны Благодарить АЛЛАХ1А(С) что наш народ сохранился чистым и по вере мы Мусульмани ! Есть многие вещи которые должны регулировать государством и должен существовать народный Барт и организация куда входят уважаемые мудрые люди из народа,которы должны решать вопросы связанные с дальнейшим развитием нашего общества,сохранение традиций языка воспитании молодежи, общественный контроль, ну пока ничево из перечисленого нет, нет не государственой власти способная заботиться о своем народе, нет не общественного Барта, нет не организация думаюшая о будущем народа, а те которые и стараются что то сделать то им вовсю подножки ставят мягко Говоря !
11 08.04.2012 13:15
Гость....
Совершенно иное положение дел было и есть там, где живут эмигранты-ингуши трех основных волн эмиграции: конца Кавказской войны, революционных лет и Великой Отечественной войны. В основном это страны Ближнего Востока. Например, в Иордании вся без исключения королевская гвардия состоит из чеченцев, ингушей и других представителей народов Северного Кавказа. Все более или менее известные спортсмены — также из них. Самые лучшие представители дипломатических корпусов этих стран — выходцы из Центрального Кавказа. Возможно, когда-нибудь будут преодолены стереотипы, созданные Сталиным и Берией, которые испытывали к ингушам и чеченцам личную внутреннюю неприязнь, и Россия получит великолепных дипломатов и военных из ингушской среды. Конечно, представители ингушского народа добиваются успехов и в других профессиях, но склонность к вышеназванным профессиям присуща им генетически.!!!
12 08.04.2012 13:28
Я ТОЖЕ ЗДЕСЬ
Статью закинул Я! Но кто автор к сожалению не знаю! Просто понравилась она мне, и хотелось чтоб все прочли! Ведь на сегодняшний день везде только отрицательное. А ведь автор во многом прав, обнищал ингушский народ нет тех ценностей и устоев что были в недавнем прошлом! Иной раз едешь на машине, прямо среди доги останавливают машины и стоят разговаривают, и не дай бог им посигналишь, он такой же ингуш, у него и тейпа есть(ХЬОМО ГIАЛГIА ВА ХЬОН СО). Идет девушка мы ей прохода не даем, ЭЙ ХЬАЯЛЕ ХЬАЧХА. Перед старшими уже курим(НЕ ВСЕ НО ЕСТЬ ТАКИЕ). Даже когда нас выселяли в вагонах люди держались ЭХЬ ЭЗДЕЛ ДОХЦАДЕЖ. В ссылке где был голод холод и лишения люди помогали друг другу и всячески поддерживали! А что творится сейчас? Порой брат брата готов убить, не говоря уже о других явлениях. ДАЙ ВСЕМОГУЩИЙ И МИЛОСЕРДНЫЙ АЛЛАХ НАМ ИМАНА ИСЛАМА, МУДРОСТИ И МУЖЕСТВА: БЫТЬ К ДРУГ ДРУГУ МИЛОСЕРДНЫМИ, И ОТНОСИТЬСЯ ДРУГ ДРУГУ С УВАЖЕНИЕМ!АЛЛАХ Велик в его власти нас образуметь! АМИНЬ!!!
13 08.04.2012 14:20
Сулейман
Спасибо автору этой статьи! Он дал мне возможность взглянуть на себя со стороны, и узнать к какому великолепному, и благородному народу я пренадлежу.! Теперь я буду знать,какое это счастье - быть ингушом!
14 08.04.2012 16:42
Вано
Автор пишет: "В Ингушетии не найдете и трехсот человек, раз в жизни поднявшихся на священную Столовую гору, на самой вершине которой стоит тысячелетний храм, ныне служащий убежищем для скота" Вероятно автор имеет ввиду только ИНГУШЕЙ, но зачем скажем Орстхоевцу подниматься на Столовую гору, если для его предков ОНА не являлась священной?
15 08.04.2012 18:23
Я тоже доволен статьей.
Спасибо брат что закинул эту статью.Вот это он по настоящему верно про нас написал.Хочется дополнить,но этот автор ничего мне не оставил дописать у меня больше слов нет кроме сказать баркал ему и тебе.Дала мярша леладолда шо,шу мо махозалда сона.
16 08.04.2012 20:19
Не понимаю
Ортсхоевцы? Это еще кто такие? Я знаю есть ингуши, чеченцы, японцы, французы русские и прочие нации. Про орстхоевцев нигде, ни в одной энциклопедии, словаре, списке наций и народностей в России я не читал. А какой у них язык, присущий только им? Какие обряды и культура присущая только им? И многое многое другое, чем можно различить орстхоевца от ингуша, чеченца, осетина или калмыка?
17 08.04.2012 20:29
Аслан
Сеге видимо, взрываться не рекомендую и не поддерживаю, но обстоятельства разные, не хочу спорить с кем либо.
18 08.04.2012 21:00
Глупый)))
Блестящая статья!!! Автор молодец, сумел красиво и доступно подметить и описать все тонкости... Спасибо тому, кто забросил ее сюда для всеобщего обозрения.
19 08.04.2012 21:48
МУСЛИМ
7-му мы не растворимся не бойся, нас 630 тысяч только в республике.
20 08.04.2012 21:54
Не говори.
Орстхоевцы несколько веков назад наши чеченоингушскиедагестанские войны были.Туда входили все наши вайнахские предки и они чистокровные вайнахи,наши братья.
21 08.04.2012 22:13
Ахмед.
16-му!Должно быть стыдно,если ты не знаешь об Орстхой.
22 08.04.2012 22:15
Не понимаю
Нельзя знать того, чего нет. Возьмите "Энциклопедию народов России" - там говорится о всех народах, нациях, народностях и сословиях, но ничего не сказано об орстхоевцах. Возьмите любой словарь - там тоже нет ничего. Откройте официальные сайты, книги об истории Чечни, книги об Истории Ингушетии, Википедию, научные описания Чечни и Ингушетии - вы не найдете ни одного слова.
23 08.04.2012 22:32
Вано
Кто Орстхоевцы? Буду краток. "Орстхоевцы",- одно из Вайнахских обществ,народ которого отличался (отличается) невероятной храбростью, отвагой, удалью и свободолюбивым характером. "Орстхоевцы",- единственное общество Северного Кавказа, с которым не могла "справиться" царская Россия. "Орстхоевцы",- самое богатое Вайнахское общество ХVIII-ХIХ в.в. имевшее в своем владении соляные рудники и драгоценные породы лесов.
"Орстхоевцы",- единственное Вайнахское общество, не имевшие в своем владении ишаков(ослов). Продолжить?!
24 08.04.2012 22:38
Не понимаю
Все-таки хотелось бы узнать об этом из исторических или научных трудов и публикаций. Ну хотя бы на официальном источнике. Ну хотя бы какой нибудь труд - монография, докторская, или какой нибудь реферат студента двоечника. Нет ничего. А запись на каком-то форуме, какого-то сайта - это не серьезно.
25 08.04.2012 23:03
Вано
Вы найдете все об Орстхоевцах в трудах У.Б.Далгата, И. Гюльденштедта, С. Броневского, Ф. Розена, Норденстамма, А. П. Берже, У. Лаудаева, Штедера ,Клапрота, Вахушти, Ахвердова, Буцковского, Броневского , Сулейманов А.,Вахушти Багратиони и во многих других источниках.
26 08.04.2012 23:12
Не ПОНИМАЮЩЕМУ
Люди(понимающие,разумные:)обращаюсь к вам,зачем вы обращаете на (ЭТО)внимание:)ведь он,как никто другой,понимает и слышал про Орстхой,это просто провокация:)
27 09.04.2012 06:33
Аслан
Кто не знает кто такие Орстхо, советую набрать в Википедия " Ингуши " там и народ Орстхо и все фамилии входящих в нацию Орстхо, а так еще приезжайте в Малгобеский район и скажите нет нации Орстхо)))))
28 09.04.2012 06:36
Аслан
[править]Tейпы входящий в туккхум Орстхой

Белхорой (чеч. Белхарой).
Галай (чеч. Галай),
Гандалой (чеч. ГIандалой),
Мержой (чеч. Мержой),
Мужахой (чеч. Мужахой),
Мужганой (чеч. Мужганой),
Хайхорой (чеч. Хьаьвхьарой),
Цечой (чеч. ЦIечой),
Ялхорой (чеч. Ялхорой),
29 09.04.2012 07:18
бек
почему он не подписался?
30 09.04.2012 07:34
Умар
Орстхой- ингушское общество,как и нясархой,джейрхой,цурой,хамхой, и пр. То есть ингуши, как мы себя теперь называем все. Жили они на месте современного Карабулака, и почти все переселились в Турцию в середине 19-го века. А что касается ишаков и пр., это красивые сказки.
31 09.04.2012 08:29
12-му.
Автор известен, статья не полная.
32 09.04.2012 08:31
12-му.
Статья называется "Кирпичи ингушского менталитета" и здесь она не полная.
Автор, также, известен.
33 09.04.2012 08:40
9-му ГОСУДАРСТВО - ВЛАСТЬ РАБОВ
на счет князей КНЯЗЬ БЕКСУЛТАН БОРГАНОВ этот вроде ваш
а Евкурову сейчас что трудно?
не думаю что Нохчи уступают по мужеству, сплоченности, духу и т.п. ни кому
34 09.04.2012 08:52
Аслан
Все мы братья, и вместе мы сила!!!!
35 09.04.2012 09:18
БОРЗ
Да викепедия это сильный аргумент ))))))
36 09.04.2012 09:29
Я
Что-то все пишут про Ингушей,про Чеченцев, а про меня ничего не знают и не пишут ведь я ж Ингуш.Вот так вопрос выходит у того кто незнает и спрашивает про Орстхоевцев.
37 09.04.2012 10:45
я орстхо
В Судный день, к великому сожалению и для оарстхой и для ингушей, Аллаха совершенно не будет интересовать, кем ты был по национальности. Не правда ли обидно? ))))))
38 09.04.2012 12:17
сестра
модер,ты придурок! Вечно мои комменты себе жрешь,подовись ты ими.Орстхойцы,братья мои,я горжусь вами!,своими предками,горжусь,потому что всегда знала их прошлое,настоящее,и верю в будущее.Они были,есть,и будут лучшими
из народов,инша'алла.А те кто их не знает,многое потерял.
39 09.04.2012 13:24
галай
Не понимаюву. просто возьми народные сказания ингушей про нарт- орстхоевцах и ты узнаешь много чего интересного и познавательного для себя. во всех научных трудах орстхоевцы это карабулаки .
40 09.04.2012 14:22
Ахмад
Как бы изучить истинную историю? Как можно достать ее из всех архивов мира и собрать все всю у нас?
41 09.04.2012 16:36
38-й.
Нет лучших и худших народов.
Все народы одинаковые, а вот представители...
42 09.04.2012 17:31
Мнение!
Ассаламу аллейкум братья и сестры!Хорошая статья! Но хотел сказать о другом, это лично мое мнение и мне захотелось им поделиться. Я про выше сказанное, про Оарстхой. Да есть, и хорошо что есть (на всякий случай я не Оарстцхо)! Так вот, я считаю что при обсуждении родовой принадлежности (в т.ч. и Вирд)или являешся Ортсхоем или нет,другим ингушским сословием лично мне не важно! Да каждый должен знать свои корни и гордиться ими и это правильно, но нам категорически нельзя говорить (ВНУТРИ СЕМЬИ)что этот лучше, этот хуже, это на мой взгляд разлогает семью! Алхьамдулиллахь мы братья Мусульмане, мы Вайнахи и это нужно ставить во главе всему и вся!!!
43 09.04.2012 19:21
Кент
))))))))))))Пипец,орстхой не держат ишаков,во клоун))))а еще один клоун уоторый тут утверждал,что оарстхой чуть ли не весь Малгобекский район держат в страхе)))))))лошпет самому не смешно а?))))))))))
44 09.04.2012 20:32
fiona
в армянских, особенно, в грузинских архивах, в том числе церковных, можно многое узнать по истории Ингушетии. Раньше некоторые наши ученые ездили и изучали...Но надо языки знать. Или хороших переводчиков просить сделать переводы...
45 09.04.2012 20:41
фиона
Хорошо бы всю статью прочитать с указанием автора.
46 09.04.2012 22:42
кстати ...
кстати о переводчиках. Еще при СССР, будучи в командировке в городе Поти (Грузия) ко мне подошел человек и спросил на русском языке, не ингуш ли я ?!Из разговора узнал, что он ингуш по фамилии Цечоев, проживает с семьей в Поти с начала 60 годов, жена грузинка, но дети владеют грузинским и ингушскими языками, в чем я убедился побывав у него в гостях. Адрес этой семьи к сожалению не сохранился.
47 10.04.2012 04:30
Человек с Ориноко
Автор известен. Это Рамазан Цуров. Неужели до сих пор никто не читал...ну и ну. Ничего нового не сказано, все это знает каждый из нас, хотя и не со всем можно согласиться. "Дело в том, что ингушских поэтов и писателей в возрасте до 35 лет попросту нет в природе" - это полное вранье. Просто Союз Писателей Ингушетии, как и любая чинушная организация, никого просто так не включит в свои ряды - зачем им новые конкуренты?.. Знаю как минимум с десяток талантливейших поэтов и писателей ингушей, которые пишут в стол, и никому не нужны, а публикуется только бездарность.
48 10.04.2012 08:12
Меч
Все хорошо кроме одного, автор забыл назвать одно, настоящий Ингуш всегда ставил во главу угла, Къамын Яхь. видать автору известен только хъархг а не ЯХЬ. Прошу прощения за плохой Ингушкий.
49 10.04.2012 10:18
г1алг1а
Думая, что все это писал не ингуш,я восхищалась объективностью, глубиной наблюдений и доброжелателностью автора, с какой он все это подает. И думала, что автор, если даже не ингуш, но очень хорошо нас знает и любит. Но узнав, что автор Рамзан Цуров ничуть не разочарована. Только чистокровный и настоящий ингуш мог так написать.С любовью! О достоинствах и недостатках. Подмечая все нюансы. И стихи у него замечательные!
50 10.04.2012 10:31
Орстхоевцам
Почему вы уходите от темы? И зачем вы себя выпячиваете? Все знают кто такие орстхоевцы, но вы давно не живете отдельным сообществом. Вы называетесь ингушами или чеченцами. И никто вас не воспринимает как отдельную народность. Вы давно уже перемешались с ингушами и чеченцами. У меня бабушка по матери орстхо. И что? Для меня она ингушка. Орстхой, если и вспоминают, то как тейп. Исторически так сложилось. И что вы сейчас предлагаете своим выпячиванием? Создать отдельное государство, герб, гимн? Чего вы добиваетесь? Давно уже нет чистокровных орстхоевцев, они ингуши или чеченцы и нечего здесь разделять ингушей на клубы по интересам. Тот, кто не понимает этого, провокаторы.
51 10.04.2012 13:45
Хамзат
1 08.04.2012 10:33 Аслану - Братуха ты хоть сам то понял че ты ляпнул ?
52 10.04.2012 14:30
AbrekZ
Полностью согласен с 30-м (Умар).
Конечно же мы все знаем об Орцхо! Уважаем и любим потому что "орцхо" это часть вейнахского общества, так же как джейраховцы, карабулаки, галгаи и т.д.!!! Я не большой специалист в этих вопросах, но начнем с того что у нас у всех одинаковые обычаи, язык и ...понты!!!)) Мы все женаты и переженаты между сабой так, что если раньше как то и отличались друг от друга (а я уверен что не отличались, кроме как названиями местности проживания)то сейчас по-любому все родственники и одно "племя" !!!
53 10.04.2012 14:52
AbrekZ
Для "ВАНО"
Брат, ты поднял тему "священно для ингушей, но не священно для орцхо"! Ты допустил 2 грубейшие и не допустимые ошибки!!!
Первая, то что разделяешь нас! Способствуешь нашим врагам которые действуют по принципу "разделяй и властвуй" !!! Нас и так разделила царская россия на "чеченцев" и "ингушей" причем сделала это так и в тех границах как им это удобнее было, абсолютна не разбираясь и не вникая во все тонкости вейнахского общества! Давайте САМИ не будим дробиться на ещё более мелкие общества и тем самым способствовать нашим недругам!!!
Вторая ошибка, откуда ты знаешь что для "орцхо" в те древние времена "Столовая гора" не была священа?!!!!! ..ну так если не "гора" то значить какая нибудь птичка "тушоли" была священна, или дерево, или другая гора, какая в принципе разница !!! а твои слова все поняли так "вот ИНГУШАМ она была и ОСТАЁТСЯ священна, вот они туда пусть и ходят, а мы,орцхо, лучше! мы всегда были мусульмане и поэтому нам на столовую гору не обязательно ходить"!!! БРЕД!
ВСЕ наши предки тогда были язычники, и слава Аллаху что сейчас мы ВСЕ мусульмане,Иншааллах!!!
Здесь в основном молодёж, не запудривайте себе мозги!!! Помните что МЫ вейнахи!!!!! и не нужно нам делиться, нас и так последние 100-150 лет только и делают что "разделяют" и "долбят" по одиночки!!!!
54 10.04.2012 15:06
Брат
Брат никто про Орстхоевцев здесь плохо неотзывается и не считают их чужими.Там же русским языком написано,"Орстхо это все мы вайнахи"Орстхо несколько веков назад наша армия была из чисто вайнахского населения,тут никто не может упрекнуть Орстхо,сам себя каждый не может упрекнуть.
55 10.04.2012 21:49
Ахмед
Статья отличная. И автора знают не только в республике. Это Цуров Рамазан. Я читал в прессе,как московские писатели обсуждали его стихи,они удивлялись тому,как может ингуш так владеть литературным русским языком.Он же еще автор нашего гимна ингушского.А месяц назад я наткнулся на его книгу про Базоркиных,купил,думал,только про них(там фотография Мочкхо на обложке), честное слово, в эту ночь я не смог заснуть! Я себя всегда считал патриотом,но то,что я прочитал про нашу историю и народ(книга-то документальная),настолько меня окрылило,что я чуть не плакал от гордости. Такие чистые, благородные, смелые и порядочные люди - наши предки...Я хотел набрать еще несколько штук, чтобы подарить, но их уже не было в киоске.
56 10.04.2012 22:38
Стаг
какого ... какие орстхоевцы? вы еще скажите, что кадыровцы и евкуровы тоже отдельные народы.
орстхо- это тукхум у чеченцев, встречаются также и ингуши-орстхо.
кроме ингушского и чеченского народа, других народов у Вайнахов нету, есть только тукхумы и тейпы, уже внутри этого народа.
какие тупарилы тут сидят и делят один единный народ на всяких тейпов говоря при этом что эти тейпы отдельные народы, что за ...
57 11.04.2012 01:09
Стагу
Стаг! Надень очки и перечитай комментарии,- кто либо написал, что Орстхоевцы отдельный народ?! Нет конечно!Речь идет о Вайнахских обществах и не более. Если же предки Вайнаха к примеру были Кистинцами,(80% из которых пишутся грузинами) - это не значит, что их священной святыней являлся храм на Столовая горе или храм Тхаба-Ярды!
Народ же один- Вайнахский!!!
58 11.04.2012 11:12
Студент
Автор забыл многие важные особенности ингушей. Из них: 1) В бою с использованием кинжалов у ингушей разрешалось лишь бить кинжалом, но не колоть. Это считалось уделом незаконнорожденного. 2) Самое оскорбительное ругательство для ингушского мужчины - это когда ему говорят: "Да будет твой отец пребывать со свиньей!".
59 11.04.2012 12:00
Вано-Администратору
Прошу включить мои последние два комментария.
60 11.04.2012 12:28
Алихан
название Орстхой вышло сравнительно не давно после чингисханова нашествия первый сторожевой пост был (орцхой шахар) сообщество и первые вестники были они от слова (орц докъ)а для раскола кгбешники с предателями народа то есть стукачи переименовали слово (орцхой ) вОрстхой так что мы одного поля ягоды и не надо этим играть это на руку спецслужбам принцип разделяй и властвуй
61 11.04.2012 17:27
для Алихана
✔ Равнинных аккинцев, так и близкородственных им соседей (получивших впоследствии у кумыков и русских имя «карабулаков»), горцы-вайнахи называли «эрштхой», что значит степняки, или живущие на равнине. Аккинцы-эрштхой не порывали связи с лам-аккинцами, осознавая свое племенное единство с ними. // Проблемы археологии и этнографии. Выпуск 3. Издательство Ленинградского университета. Ленинград, 1985. С. 60

✔ «Некий аккинец, по имени Арштхоо, выселившись из своего общества и спустясь со своим родом в Бумутское ущелье, основался у источников, называемых Черными ключами (по-кумыкски — карабулах) и образующих речку, впадающую в р. Мартангу и названную по имени Арштхоо Арштинской. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя и доселе — Арштхой. Кумыки же называли его, по источникам, у которых оно жило, Карабулах» // Чеченцы. Из записок Н. И. Головинского / Сборник сведений о Терской области. Вып. 1: Владикавказ, 1878. С. 244.
62 15.04.2012 11:53
проходил мимо
начнем с того что не орстхо не г1алг1а и прочие прочие не должны ходить на столовую гору к этому храму он не свят для нас мы мусульмани а значит нам запретно придавать святость местам язхыческих верований,сходить можно только потому что интересно узнать о прошлом своего народа.на счет орстхой брат сказал про малгобек потому что в малгобеке орстхо очень много к примеру село сагопши состоит только чисто из орстхоевских тайпов что доказывает что орстхой существовали отдельным как и ингуши и чеченцы.но не думаю что у кого есть повод выпячиваться тут и говорить мы такие крутые и крутые мы все щас в унизительном состоянии и гордиться прошлым каким бы оно не было очень глупо если при этом настоящее очень очень неприглядное.может нам пора уже вместе решать проблемы настоящего и будущего а не споритть о прошлом!
63 15.04.2012 12:03
проходил мимо
и я не нашел в статье ничего чем можно было бы гордиться.в статье сказано что весь наш жизненный ориентир это высокий дом авто одежда и показуха и у нас давно уже ях превратился хаг1 и это прискорбно!мы должны соревноваться в имане в г1улкъе в эзделе в доброте друг к другу.помогать тем кто беднее нас и делать это учитывая наш менталитет тактично и от сердца!если честно у нас слишком много чего перемещалось и все наши законы мы же сами превратили в бардак и сами уже забыли что и зачем мы делаем для чего большинство делают то или это только потому что надо бы
64 16.07.2012 12:19
Лом
Орстхойский аккинскэий язык ближе к ингушском языкУ и является ингушским диалЕктом ...... Мнение историков
65 28.10.2012 08:18
Къанк
Слушайте, написано все верно. Мы настолько меркантильный народ, для нас главное деньги, сплетни и чужое мнение. А что касается религии то это тоже часть культуры, где делают ламаз просто потому что его делают все- стадное чувство! Еще здесь любят прилюдно говорить о чистоте, рассуждали бы побольше о писателях, знаменитых людях, о прелестях мира, красивых местах на планете. Наши повседневные разговоры и отражают нашу гнилую душу.
66 28.10.2012 13:26
Люси
Да, точно!
67 28.10.2012 13:34
Я
Скажу следующее: до тех пор пока в ингушском обществе не произойдет интеграция, пока люди не начнут взаимодействовать с другими народами, жениться на других национальностях, никакого развития и процветания не будет!!!
68 20.01.2013 12:49
(и я)
65,66, 67 - согласна с вами.
69 04.02.2013 23:02
Ибрах1им (INGUSH)
Ассаламу алейкум!
Респект автору)) Истинную правду написал)
Я заметил что тут пошел разговор о орстхоевцах я тоже практически о них не слышал это те же ингуши просто хотят выделиться! мы их ингушами называем как не странно)
70 05.05.2013 19:15
МЕРЖОЙ
Орстхой — кто это?
Я представлю вам свою статью-описание общества Орстхой. Я не претендую на звание вайнахского историка, лишь расскажу вам все, что слышал за свою жизнь о своих предках.

Орстхой — сейчас это как известно чеченский тукхум и ингушский тейп (хотя тейп для такого большого общества слишком узко звучит). Почему же это общество вошло в эти обе нации, кто же они на самом деле? Читая посты на чеченских сайтах вы узнаете, что орстхой это родственники аккинцев, чистые нохчи, которых обманом заставляли принимать «ингушество» и писать в графе нация — ингуш. Бред и не больше. Национализм присущ вайнахам, но это уж слишком. Ингушские возгласы, что орстхой — это чистые ингуши, конечно, не такие громкие но все-таки присутствуют.

А теперь послушайте меня, орстхойца, который ровно относится ко всем вайнахам и чтит историю своего народа. Чеченцы и ингуши не сразу сформировались как нация. Когда-то были просто нахские племена, такие как аккинцы, галгаи, ламро, мелхи, цоринцы и остальные. Орстхой тоже были таким племенем.

Почти у каждого тейпа было свое предназначение, в большой нахской семье все было распределено, кто-то строил башни, кто-то лучше всех разбирался в земледелии. Мои же предки орстхойцы отвечали за защиту нахских земель, и орстхойское племя составляло военную касту нахов, и это без всяких преувеличений, хотя и все вайнахи были воинственны. Но чрезмерная воинственность орстхойцев помешало сформироваться им как нации.

Начнем со времен татаро-монгольских нашествий. Именно эти нашествия заставили нахов забраться высоко в горы. Но нашлось племя, которое противостоял пришельцам с Азии. Орстхойцы бесстрашно сражались с азиатами, и это было показателем мужества и непокорности. Они не поднялись высоко в горы и отстояли свои земли хоть и ценной частичного уничтожения.

И вот прошли сотни лет, нахские племена стали создавать союзы, которые в последствии превратили в нации нохчи и гIалгIай. Лишь орстхойцы ни с кем не желали объединяться и вновь стали сильным вайнахским племенем, которое занималось только тем, что грабило и воевало со всеми, кто находился вокруг, с кабардинцами, осетинами и даже с ингушами и чеченцами. Потом это отразилось в легендах и сказаниях о безжалостных нарт-орстхойцах во главе с Сеска-Солсой, которые унесли всю земную благодать своими бесчинствами и грабежами.

Были стычки с русскими, которые устанавливали свою власть на Кавказе, и русские прозвали орстхойцев «карабулаки», что с татарского переводится как «черный камень», так как орстхой жили в черных скалах и на равнине. Многие аккинцы и орстхойцы из Чечни считают, что карабулаки это ингушезированные орстхой и считают их отдельным племенем. Но это звучит смешно, все равно, что сказать «нохчи и чеченцы — это разные нации» или, к примеру, ингуши и гIалгIай. Любой здравомыслящий человек не скажет что орстхой и карабулаки разные племена, так как карабулак — это не самоназвание народа.

Итак, перейдем ко второму событию, которое очень сильно повлияло на то, кем орстойцы являются сейчас. Это Кавказская война. Как нам известно, орстхой приняли ислам среди нахов сравнительно рано. Раньше, чем ингуши и почти одновременно с чеченцами. И вот орстхойцы полностью приняли участие в войне на стороне имама Чечни и Дагестана Шамиля. К русским захватчикам они были наиболее жестоки, и поэтому по указанию царя началось массовое уничтожение, и осуществлялись карательные походы в села карабулаков. И тут чрезмерная воинственность орстхойцев опять сыграла против них.

После того как имам сдался в русский плен и война, можно сказать, была проиграна, непокорный народ начал покидать Кавказ и отправляться в Турцию (где как говорили русские офицеры там их ждут братья мусульмане, но на турецкой земле переселенцев с Кавказа преследовали и убивали эти «братья»). И это переселение было на руку царской власти, так как 2/3 орстхойцев ушли, то их землю забрали и установили на ней Сунженсую казачью линию, а бывших хозяев земли расселили по ингушским и чеченским селам. Некоторых преследовали вплоть до советских времен. И так получилось, что орстхой жившие с ингушами, стали называться ингуши, а те, что жили в Чечне — чеченцами, хотя многие старики говорили: не забывайте кто вы на самом деле.

Депортация вайнахов в 1944 поставила окончательную точку в том, что орстхойцы уже никогда не сложатся как нация. Историю нахов начали активно уничтожать, и не оставалось никакой надежды на справедливость. Хотя я месяца два назад общался с одной армянкой, которая узнав, что я орстхоец, начала мне рассказывать о моих предках, о том, что мы на самом деле отдельная нация и много еще интересного из истории орстхойцев. Когда я спросил, откуда она все это знает, она рассказала, что как-то у нее был доступ в секретный архив, в котором была история народов России, и так как она кавказка ее интересовала история Кавказа. Больше всего ее потрясла история непокорного нахского народа, которые в архиве указывались как карабулаки.

И вот в связи со всеми событиями в жизни нахского народа, а в частности общества орстхой, мы и не являемся в настоящее время этносом и отдельной нацией. Мы разделены на чеченцев и ингушей.

Это все вкратце, что я знаю о своем народе. Кто считает себя чеченским тукхумом, или ингушским тейпом, я не заставляю вас меняться, я лишь высказал свое мнение в этой статье и ничуть не приуменьшаю значительность остальных нахских обществ, тейпов, тукхумов. Баркал тем, кто до конца дочитал статью, кто-то посчитает это сказкой, бредом очередного орстхойца, а кто-то задумается, на что я искренне надеюсь.

Добавьтe Ваш комментарий

Ваше имя (псевдоним):
Комментарий (Вы можете использовать здесь HTML-теги):