Информационно-Аналитический
Портал

КАВКАЗСКАЯ ПОЛИТИКА КАК СУТЬ БУДУЩЕГО РОССИИ
06.01.2013 10:37
Кавказская политика – ахиллесова пята России и ее исторического развития.  Ведь Кавказ – одна из трех опорных  точек Российской федерации (славяно-финно-угорский мир, тюркский мир, кавказский мир) и самая из них не понимаемая, вызывающая со стороны государственной машины порой то страх, то  рефлексивные жестокие действия.  Поэтому Кавказ вот уже двести с лишним лет для России – территория непрекращающейся войны.

Отсутствие внятных целей, отсутствие аналитических центров (за исключением ведомственных в составе разных спецслужб), способных описывать Кавказ и включать его в общероссийский контекст, отсутствие эффективных несиловых инструментов политики, наличие в системе оценок и принятия решений мифологических штампов типа «ваххабизм», «геноцид русских», «оплот России на Кавказе», «добровольно Кавказ не вошел в Россию и добровольно не выйдет» и т. д. – вот то, что на первый взгляд бросается в глаза всякому, кто занимается регионом, в существующих у власти подходах к кавказской политике.

Есть и другие аспекты взглядов на решение проблемы Кавказа, возможно, главной проблемы российской государственности.

Попробуем предложить несколько стратегических, фундаментальных тезисов, опираясь на которые Россия могла бы строить долгосрочную Кавказскую политику.

Главный тезис, от которого должна выстраиваться вся Кавказская политика:


Кавказ является неотъемлемой частью России, потому что без него Россия утратит свое историческое бытие и прекратит существование как мировая держава.

Известны вопросы, которые задают публично и внятно сторонники отделения Кавказа, сторонники выделения исконных русских территорий в самостоятельное государство. И у власти нет ответа на эти вопросы, кроме риторических лозунгов.

Зачем Россия ведет двухсотлетнюю войну за Кавказ, требующую невероятных жертв русского народа и народов региона?

Каковы сегодня понятные народу выгоды от борьбы за Кавказ для огромной России, кроме плохих курортов, олимпийских медалей в борцовских видах спорта, кавказских ресторанов и влиятельных кавказцев-бизнесменов?

Почему Северный Кавказ должен быть в составе Российского государства, если Южный Кавказ, пусть и с трудом, но существует в виде суверенных государств?   Нужна ли российскому бюджету огромная нагрузка в виде дотаций кавказским регионам, если Российское государство не в состоянии справиться с невероятной коррупцией в некоторых из них?

Военное противостояние на Кавказе подводит Россию к возможности прямого военного конфликта со странами Запада. Отвечает ли это интересам России? И, если да, то в чем эти интересы?  Если Кавказ является источником фундаментализма и терроризма, выходцы из него совершают теракты в российских городах, зачем это большой стране?

Русское население на Кавказе испытывает естественное социальное, экономическое, политическое давление со стороны местных этнических элит и развивающегося этноцентричного общества. Должно ли Российское государство защищать его именно как русское население, отделяя от граждан РФ других, кавказских этносов?

Вот только некоторые из жестких вопросов, которые ставят сегодня сторонники так называемой национал-демократии.

Уверен, да и знаю по личным беседам, что у них немало покровителей в высоких кабинетах власти, среди людей, которые публично лицемерно клянутся в верности территориальной целостности РФ, а в частных разговорах боятся и ненавидят Кавказ, мечтают о его отделении.  Очевидно, что и на Кавказе немало сторонников его суверенного развития, отделения от России. Парадоксально, что позиции прозападных либералов и националистов в Москве и радикальных исламистов в горах Дагестана сходятся в одном: Кавказ должен быть отрезан от большой страны.

Крайние из кавказских сепаратистов – апологеты “Имарата Кавказ” во главе с Умаровым, сторонники создания на Северном Кавказе сурового тоталитарного государства на основе исламской идеологии, использующие для этого практику террора.

Умеренные – кавказская интеллигенция, уставшая от кавказофобии российских СМИ, нерешенности межэтнических проблем, коррупции, бюрократического и силового произвола, отсутствия свободы слова и находящаяся под очарованием европейского демократического пути, подразумевающего национально-этнические суверенитеты под властью наднациональной, космополитической бюрократии.  Каким образом ответить на жесткие вопросы всех этих общественных и политических групп?

Власть отвечает силой, проигрывая войну смыслов и образов.

Пока силы хватает. Но закон любой войны гласит, что тот, кто хочет просто удержать территорию, неизбежно ее потеряет. Тот, кто просто обороняет крепость, неизбежно ее сдаст.  Смысл Кавказа для России не только в его плодородных или высокогорных землях и красотах, пригодных для сельского хозяйства или курортного бизнеса, не в транзитных путях с севера на юг и с востока на запад, не в культурных и религиозных памятниках и т. д.

Смысл Кавказа для России в том, что именно его наличие в составе демократической Российской Федерации позволяет ей быть единственным в мире государством, объединяющим в рамках одной политической системы несколько цивилизаций с их особенными укладами и базовыми принципами существования.

Кавказ – именно особое цивилизационное пространство – иное по отношению к русскому, арабскому, тюркскому, западноевропейскому или китайскому миру.  Как и всякое особое цивилизационное пространство, он основан на уникальных  базовых цивилизационных принципах.

Для любой цивилизации существует, по меньшей мере, три таких особых, суверенных принципа, не повторяющихся в других цивилизациях, особые и самобытные: учение о социальной коммуникации, о том, что есть добро и о том, что есть зло.

Эти принципы формулируются в культуре, отражаются в народной жизни.

В русской цивилизации, например, таковыми являются: естественная народная тяга к обществу социальной справедливости и нестяжанию (Толстой это сформулировал так:«Если злые объединяются ради злых дел, что мешает добрым людям объединиться ради дел добрых?»); учение о пришествии Царствия Божиего на Землю (православные духовные тексты монахов и странников); неприемлемость абсолютного тоталитарного государства (легенда о Великом Инквизиторе Достоевского).

Кавказская цивилизация, включающая в себя пространство от Аракса до Кубани и Дона, окаймленная Черным и Каспийским морями формировалась и формируется как пространство жесточайшей этнической конкуренции.  Подавляющее большинство кавказских этносов – осколки великих народов прошлого, оттесненные завоевателями в неприступные горы и выдержавшие там беспрецедентную битву за выживание.

Казаки или потомки казаков, по сути, также являются потомками свободных групп русскоязычного христианского населения, потерпевшего поражение в борьбе с Империей в ходе нескольких кровопролитных войн (Разин, Пугачев, Булавин). Начиная с XVIвека они живут на Кавказе и в предгорьях. И воплне аутентичны для кавказской цивилизации.

На Кавказе нет больших народов (кроме русских неказаков и армян, которые не являются кавказцами, строго говоря). Эта малочисленность не дает возможностьни одному из них подчинить себе значительные территории.

Объединением Кавказа в разные время занимались великие империи: Римская, Персидская, Византийская, Арабская, Монгольская, Османская, Российская.  Империи, принося на Кавказ ужас войны, приносили ему в эпоху мира возможности технологического, политического развития.

Опыт, который они выносили с Кавказа, говорит о том, что населяющие его этносы практически не ассимилируются. Уничтожаются, выселяются, но не растворяются в народе победителе.

Борьба между разными кавказскими этносами между собой за жизненное пространство, невозможность окончательной победы в этой борьбе, привели к необходимости постоянного формулирования договорных отношений, как основы сосуществования.  В ходе истории выяснялось, что и для борьбы с внешними захватчиками (всегда чужими для коренных кавказских народов) даже конкурирующие из-за земли, воды, контроля над торговыми путями этносы вынуждены объединяться.

Таким образом выработался первый принцип социальной коммуникации в рамках кавказской цивилизации – договор, который оберегает отличие тебя от соседа, позволяя сохранить самобытность, но гарантирует обеспечение совместной безопасности и развития в контактах с внешним миром.

Необходимо учитывать, что невероятные порой этнические различия, которые можно наблюдать, например, в Дагестане даже между соседними аулами, не являются фактором вражды. Ситуация Кавказа (особенно Северного, российского) определяется понятием “всеобщее перемирие”.

Не мир, не слияние, не война – а именно перемирие, договор и его соблюдение.

Именно потому, кстати, события 1992 года в Пригородном районе были таким шоком для Северного Кавказа, видевшего и более масштабные, более кровавые войны. Но то были войны между кавказцами и внешними силами. Между ингушами и северными осетинами бывали конфликты, но не было войны на истребление.

Пришедшие с юга «беженцы» – люди иной культуры. Осетины юга веками находились под властью грузинских феодалов, фактически были привязаны к земле, закрепощены, не имели навыков свободного владения оружием, ответсвенности за это владение. Они не знали в той мере, как северокавказцы, что значит «земля народа», что значит граница насилия, за которой начинается разрушение самих основ кавказской цивилизации, кавказского мира.

Захват чужих этнических территорий, насилие над женщинами, убийство детей и переселение на захваченные территории – все это резко нарушило баланс Северного Кавказа и Кавказа вообще.  Характерно, что северные осетины стараютсяне жить в ингушских домах Пригородного района, они заселены именно осетинами-южанами.

Учение об образе добра для Кавказа вытекает из склонности его народов к конкурентной борьбе за выживание и формированию, вследствие этого, особого человеческого типа – заряженного на победу, на доминирование, готовность к конфликту и одновременно яростно отстаивающего собственную идентичность.

Фактически главный принцип добра для кавказской цивилизации в сохранении идентичности его народов и этносов. Все, что позволяет это, – добро (пусть даже оно принимает формы империй, государств типа СССР, религиозных идеологий и т. п.). Все, что мешает, угрожает, – зло.

Именно поэтому, кстати, на Кавказе не приживутся никакие религиозные доктрины, какую бы популярность они не получали в годы войны и кризиса, которые в своей конечной перспективе стирают этническую уникальность.   Радикальный салафизм (называемый в России ваххабизмом) отрицает этничность и учит о ее противоречии Исламу. Мусульманин по этому учению теряет этническую принадлежность.

Эта идеология, безусловно, эффективна для мобилизации в ходе войны, подобной Чеченской 90-х годов. Она позволяет бойцам ощущать себя единым целым. Но в мирное время позиции радикального салафизма неизменно будут ослабевать, поскольку вступают в непримиримое противоречие с фундаментальными принципами кавказской цивилизации.

Примерно такая же ситуация была с имаматом Шамиля и отношениями Кавказа с советской властью.

Движение Шамиля, мюридизм, стал терять популярность в тот момент, когда власть имама, казалось, была непререкаема. Именно универсализм, уничтожающий идентичность, будучи сильным фактором в начале газавата, стал его слабостью в момент почти победоносный (пример – история Хаджи-мурата).

Советская власть была поддержана Северным Кавказом (да и Кавказом вообще), поскольку первыми лозунгами революции были: право наций и религий на самоопределение. Кавказские народы увидели в советском движении возможность «сочетания разного» – очень похожее на то, что естественно и органично для Кавказа.

Сталинская унификация, уничтожившая стихийный демократизм первых советов, привела к росту сопротивления, фактически Кавказскому восстанию, чем объясняется и высокий уровень коллаборационизма в годы войны со стороны кавказских народов.

Итак, зло – то, что уничтожает Кавказ как общее и кавказскость как частное.

Любым подобным идеологиям, политическим или религиозным движениям, государственным или надгосударственным институциям Кавказ будет сопротивляться до последнего вздоха.

Будучи включенным в состав России в ходе исторических перипетий, распространения военно-аристократической империи, а потом и бюрократической сталинской, Кавказ сохраняет свои уникальные черты и в составе страны, заявившей о демократии, как политическом строе.

Сложность строительства демократической Российской Федерации именно в непонимании, как соединить такие разные ее миры: русский, кавказский, тюркский.

Они буквально разрывают страну, стягиваемую фактически на сегодняшний день только ресурсами бюрократического управления, силового фактора и безальтернативностью инфраструктурных решений.  По мере стабилизации и развития, которые заявлены Владимиром Путиным как основа будущего страны, эта ситуация имеет шанс на коренные перемены.

Неизбежно как развитие общественных и информационных институтов, так и накопление свободного, независимого от бюрократии капитала с последующими  инвестициями его в развитие упомянутых институтов.

Внутренний потенциал развития много-цивилизационной Российской Федерации в ближайшие годы будет превышать возможности его осваивания, классические для Российского государства (управление, силовой фактор, концентрация капитала  и информресурса в руках правящей госэлиты) методы упаковывания в себя всего этого многообразия, «цветущей сложности».

По мере этого процесса в центре России будут нарастать факторы раздражения относительно Кавказа, потому что, уверен, выходцы из кавказского региона обладают во многом конкурентно приоритетными антропологическими чертами и социальными навыками.

Достаточно для простоты понимания этого тезиса заметить, что, практически все кавказские дети к пяти-шести годам сегодня двуязычны – они владеют родным языком (как правило, сложнейшим семантически, синтаксически и фонетически) и абсолютно им чужим русским, являющимся для Кавказа, вместе с тем, языком, открывающим доступ ко всем формам развития: технологического, политического, философского, культурного, военного, даже религиозного (салафитская полемика ведется на русском языке).

Выучить к шестнадцати годам второй (английский), третий (арабский) или четвертый (язык соседнего народа, допустим любой тюркский) для них проще, чем даже для развитого московского школьника их лет.

В бизнесе склонность к формированию этнического ядра корпоративной деятельности (по родственному или территориальному признаку) обеспечивает кавказским бизнесменам решительное преимущество – повышает уровень внутреннего доверия, дает порой возможность при оперативном принятии важных решений в присутствии конкурентов переходить на родной, непонятный никому из присутствующих один из кавказских языков.

Это, вкупе с демократическими и экономическими возможностями современной Российской Федерации, будет восприниматься средним слоем мегаполисов и прочих развитых социальных, экономических и общественных центров как конкурентная угроза.  Призывы к устранению конкурентов, отделению Кавказа под разными предлогами будут звучать все громче и отчетливее.  Характерно, что история с т. н. «кавказской свадьбой», якобы стрелявшей в центре Москвы (что оказалось ложью) вызвала потоки кавказофобии даже в респектабельных СМИ.

С точки зрения социальной психологии интересно, что героями этой истории стали не социальные маргиналы, выходцы с Кавказа, которых немало и которые вполне являются проблемой, а представители технической и интеллектуальной элиты – выпускники математических факультетов МГУ, аспиранты в области развития IT-технологий и сотрудники высокотехнологичных современных российских корпораций.

Их порочили и унижали все больше по мере выяснения их социального статуса.

Таким образом, потенциальный источник силы Российской Федерации становится ее проблемой в силу не нахождения властью механизмов интеграции Кавказа в Россию, а России – в Кавказ. Попробуем еще раз ответить на вопрос, зачем же все-таки России нужен Кавказ и каков его потенциал развития, без которого нас всех ждет историческая катастрофа, подобная 1991 году.

«Антропологический ресурс модернизации»

Кавказ является проектным человеческим ресурсом России с точки зрения соответствия его населения задачам управления и развития.

Человеческие качества интернационального общекавказского пространства – пассионарность, готовность к «служению», приоритет традиционных ценностей (верховенство мужского начала в политике), высокий интеллектуальный и технологический уровень кавказских обществ, достигнутый в ходе советской модернизации – создают уникальный, не существующий более ни в одной точке земного шара характер кавказского «человеческого материала».

Для решения задач модернизации постиндустриального типа такой человеческий ресурс является бесценным. Именно поэтому Россия должна бороться за сохранение кавказского человеческого ресурса, развитие его и интеграцию в общероссийские модернизационные проекты.

Модернизация неоиндустриального типа имеет высокий запрос на необходимую ей социальную группу. Если система образования и политические органы, отвечающие за развитие (полпредство СКФО), смогут решить эту задачу, Россия получает важнейший антропологический ресурс под стратегическую задачу ближайших  десятилетий.

«Демографический ресурс»

Несмотря ни на какие постиндустриальные теории, численность населения является важнейшим стратегическим фактором (хотя и не определяющим) в борьбе за мировое лидерство.

Особенно это существенно для государств, претендующих на интеллектуальное лидерство и обладающих, подобно РФ, инструментарием (научным, образовательным, финансовым) для достижения такого лидерства.

На данный момент расширенное демографическое воспроизводство сохранено только у народов Кавказа – практически все кавказские республики имеют позитивный демографический прирост. Преимущественно это проявлено в Дагестане, Чечне и Ингушетии, наиболее развитых с точки зрения культурного, социального и государственного самосознания регионах российского Кавказа.

Борьба за потенциально растущее население, обладающие качествами кавказского типа, перечисленными выше, является важнейшим мотивом борьбы за сохранение и интеграцию Кавказа в Россию.

«Угроза афганизации региона»

Потеря Северного Кавказа — это потеря всех типов стабильности в южном подбрюшье Российской Федерации.  Кроме России на сегодняшний день просто нет другой силы, способной стабилизировать этот регион, полный внутренних системных противоречий. И главное, нет силы, заинтересованной в стабильности этого региона.

Этнические, религиозные противоречия и этническая пассионарность населения превратят Кавказ  в постоянный военизированный очаг напряженности и терроризма.  При этом процессы «афганизации» Кавказа будут проходить по иным, в отличие Афганистана и подобных ему регионов мира, сценариям.

Само население большого Кавказа обладает, вследствие советской модернизации, высокими интеллектуальными и технологическими навыками. Оно «не простит» России отказа в продолжении модернизации и превратится из союзника в опасного, высокотехнологического и интеллектуального врага, победа над которым неочевидна.

В силу теснейшего исторического, культурного, политического и экономического  переплетения кавказских обществ с российским, возникнет процесс вытеснения кавказских диаспор, укорененных в российском социальном, экономическом  и культурном пространстве.

Это вызовет тенденции к формированию новых национальных и этнических государств на Кавказе, и эти процессы будут финансироваться за счет вкладывания в поддержку радикальных национальных и религиозных движений финансовых  средств кавказских диаспор, вытесняемых из российского поля.

Все эти процессы неизбежно приведут к ослаблению РФ и ее возможному распаду, по крайней мере, к утрате суверенитета – для «обуздания терроризма» на Кавказе, на его территорию и территорию прилегающую, скорее всего в этом случае, будут введены т.н. миротворческие, а по сути оккупационные силы Запада.

«Логистический аргумент»


Необходимо отметить, что кавказский регион является важнейшим транспортным и транзитным регионом мира, примыкающим к ключевым экономическим, энергетическим и сырьевым регионам – Европе, Ближнему Востоку, Персидскому заливу, Средней Азии, Индии и Китаю.

Про важность для России контроля или, по крайней мере, мирного сотрудничества с партнерами по транзиту товаров, сырья и людей через кавказский регион, сказано немало.  Участие России в развитии логистики региона, а при возможности и доминирование на транзитных путях кавказского региона – важнейший «кавказский смысл».

Кавказ – последний исторический смысл России

Если предположить, что смыслы России, позволяющие ей продолжаться в истории, заложены в ней самой, – например, в преодолении тех внутренних противоречий, из которых она состоит, – то Кавказ становится важнейшим смыслом России двадцать первого века.

Он – самое большое и последнее из противоречий России, которые заложены в ее внутренней природе. Он последний ресурс русской истории. Последний нереализованный смысл нашей страны, нашего великого проекта.

И решить «проблему Кавказа», позитивно интегрировать его в контекст российской истории – это значит продолжиться в истории именно как Россия, в том смысле, какой вкладывал в это понятие, например, Достоевский, в своей Пушкинской речи, говоря пророчески о Пушкине (русском, арабе и т.д.), как о русском человеке. Каким он будет «через двести лет».

Гражданский и правовой смысл Кавказа

Либералы (да и некоторые сторонники «силовой» линии) часто сравнивают Кавказ с Алжиром. И любят приводить пример про якобы удачный опыт Франции с Алжиром, как аналог «мудрости» политики по отношению к Кавказу.

Но Алжир – колония, жители которой не имели одинаковых гражданских прав – арабы, берберы и французы.

Северный Кавказ – правовое и гражданское поле Российской Федерации. Все его жители независимо от национальности и вероисповедания имеют такие же конституционные права, как и обитатели Москвы.

Каким же уровнем лицемерия и подлости надо обладать, чтобы на словах рассуждая о правах человека, на деле вести дело к лишению миллионов жителей Северного Кавказа их гражданских, конституционных прав?

Этот подлый гипотетический поступок, не может не отразиться и на судьбе остального гражданского поля РФ, приведя к полной девальвации государственности и деградации РФ, как исторического субъекта.

Таковы мысли и тезисы о Кавказе, как сокровище, которое на данный момент Россия не в состоянии удержать, а потому создается впечатление, что она скорее готова его уничтожить. Но, повторю еще раз, уничтожая Кавказ, Россия уничтожит и саму себя. Приняв Кавказ, Россия выйдет на новый уровень развития, станет сильнейшим государством мира, каковым она была, имея весь Кавказ в своем составе.

Третьего не дано.

АВТОР: Максим Шевченко
Комментарии (51)
1 06.01.2013 11:02
адамгарко
Максим сделал объёмный анализ состояния "Кавказких дел". Рекомендовать для изучения российским политикам.
2 06.01.2013 11:33
бомж
Ни Руси, ни России не было бы, не будь Кавказа. Двуглавый Орел ни что иное, как видимая с Космоса земля Византии , в форме двуглавого Орла, где Ингушетия в голове, которая пьет воду с Каспия, а Кабарда в Голове, пьющая воду с Черного моря.
Двуглавый Орел в Гербе сейчас России и она постоянно бьет себя по голове пьющей воду с Каспия. И в этой же статье, "умный" человек назвал третьей точкой Кавказ, перечисляя ее практически пятой точкой.
Кавказ россии надо почитать, а не поклоняться и Россия будет тогда нормальной страной, а не вести себя как древляне, коих княгиня Ольга вперила в рабы, в крепостные.....
Рабы не мы.Начните с себя!
СИНАГОГУ И МЕЧЕТЬ В КРЕМЛЬ!
3 06.01.2013 11:37
Аль-Таир
Кавказ - непосильный груз для Росии и является фактором ее пожизненной авторитарности и явным условием невозможности создать для своих граждан подлинную демократию. Не помогут никакие революции, никакие дворцовые перевороты, пока не будут учтены, приняты религиозные и духовные принадлежности малых ее народов, и принят для них соответствующий статус плюс Конституция РФ. Много? Такова реальность. Если все это будет создано, небывалые взаимоотношения, взаимоуважение и небывалый порядок воцарится на юге России. И не будет тяжким грузом на шее этой страны.
4 06.01.2013 12:24
ГВИЛЕТИНЕЦ
Каждый раз читая статьи Шевченко приходишь к мысли - больше бы таких умных людей во власти. Все его рассуждения имеют здравый смысл и мысли его опережают ход событий на много лет вперед. ЧЕЛОВЕК рассуждает о Кавказе и кавказцах пытаясь понять тему обсуждения. Его анализ это не однодневное осмысление КАВКАЗА. Приятно читать его грамотные статьи, даже если в них бывает и критика. Ему в подметки не годятся Навальные и его команда, которые ратуют за отделение КАВКАЗА от РОССИИ. МАКСИМ ШЕВЧЕНКО заслуживает уважение - он настоящий человек.
5 06.01.2013 12:31
bhuei
вы правы хорошо бы это поняли в москве и на кавказе
6 06.01.2013 13:03
Фатима
Спасибо Максиму Шевченко.
Действительно умнейший человек, который болеет душой за кавказцев и Кавказ.
С уважением,
7 06.01.2013 13:42
Кавказ
Да здравствует Максим Шевченко!Если мозги Кремлевских обитателей будут работать как у Максима Шевченко и оценят потенциал Кавказа реально,Россия в лице кавказцев будет иметь преданных сынов и верных защитников Отечества. Кавказцы, где бы они не находились в России,они такие же граждане РФ,а Москва не "закрытое акционерное общество" её жителей.
8 06.01.2013 13:57
Е.Сурхахинский
Суждения М.Шевченко о кавказцах и Кавказе да в уши бы руководству России. Но это вряд ли возможно, пока из их голов не выветрится имперское мышление. Помните высказывание Путина о том, что Северная Осетия - оплот России на Кавказе. Разделяй и властвуй? Этим заявлением Путин показал свое имперскре нутро, чем резко сократил число своих приверженцев в остальных республиках Северного Кавказа. Да и Осетии оказал плохую услугу. Жаль уважаемого Максима - его позиция это глас вопиющего в пустыне.
9 06.01.2013 14:44
222
Данная работа М.Шевченко имеет все шансы быть для политиков и общественности первоисточником и "двигателем" политики на Кавказе. Важно также и то, что анализ происходящего на Кавказе, исходит от видного общественного деятеля, которого нельзя заподозрить в предвзятости. Впервые, дана объективная оценка роли Кавказа и населяющих его народов в историческом будущем России и причинам происходящего в условиях новейшей истории. По сути, статья может являться программным рычагом будущего Кавказа.
10 06.01.2013 15:05
Аль-Таир
В решении вопроса "интеграции Кавказа в Россию и России в Кавказ" надо ориентироваться не на "сливки общества ",которые обменяли потребности народа на собственное благополучие, а на мнение простого народа. Таким образом, наделив особым статусом, строго обязать народы СК неукоснительно соблюдать Конституцию РФ. И чем такая модель сосуществования будет грозить России в целом?!
11 06.01.2013 17:42
анти
Максим быстро разобрался в истоках и последствиях т.н. "осетино-ингушского конфликта", ещё раз подтвердив простую истину, что НЕЛЬЗЯ ожидать лояльности от ингушей, в чьих домах проживают мародёры и убийцы, граждане иностранного государства. Каждый раз я поражаюсь лицемерию и подлости наших руководителей, которые на пресс-конференциях заявляют о практическом разрешении вышеуказанного конфликта, думая, что направив потоки денег, большая часть которых была разворована Временными комитетами и их пособниками из числа предателей-ингушей и осетин, они всё сделали? Они породили чудовищную коррупцию, когда за ночь разрушались целые дома, чтобы подать их на компенсацию. Посадив вернувшихся в резервации, ограничив их право на труд и отдых, устраивают показушные сходняки, чтобы оправдать "миннацы" обеих республик. Мир, ура, мир! Но как только стрельнут кого-нибудь или похитят, район становится Брестской крепостью, не правда ли? И где Конституция России? Увы, Максим, нам выпало жить в мерзкое время подонков, национал-предателей и шовинистов. Поневоле вспомнишь Гитлера.
12 06.01.2013 17:59
ЗОРРО
И ЕЩЕ))кТО СЛЫШАЛ,ЧТО ШЕВЧЕНКО ХОТЬ РАЗ ПОДНЯЛ ВОПРОС ПО ПРИГОРОДНОМУ?НУ КТО?ОН ВЕДЬ ТАКОЙ ПОЛИТОЛОГ КАВКАЗА,ЧТО ВСЕ ЕГО ПРОБЛЕМЫ ЗНАЕТ?ОН ВСЕГДА ВЕДЬ ПРАВДУ ГОВОРИТ В ГЛАЗА!!!! ЗАДУМАЙТЕСЬ НАД ЭТИМ ПОЧЕМУ ОН ЭТОГО НЕ ДЕЛАЛ НИ РАЗУ И НЕ СТОИТ НА СВОЕМ? ПОТОМУ ЧТО Я ПРАВДУ ГОВОРЮ...


Синагога скажи ты как думаешь?А бомжара?
13 06.01.2013 18:07
простой житель
НИЧЕГО нового Максим не сказал. Абсолютно ничего.
Он говорит то что все знают и так.
Но, для того, чтобы сделать всё что он говорит нужен сущий пустяк - политическая воля.
А где ее взять? Ась!
14 06.01.2013 18:48
МАЛГОБЕК
Я думаю, политики входяшие во властные структуры, опредилённо понимают пагубность сегоднешьней ситуаций на кавказе, только коррупционая составляюшая крепко держит каждого звеньями в обшей цепи. Автору статьи уважение за честность и не без риска жизни. Великая империя РИМ державшая народы под гнётом, развалилась из за коррупции и разврата. А может это неизбежная закономерность природы человека?
15 06.01.2013 20:02
Простой москвич
Давайте спокойно проведем зимние олимпийские игры, а потом можете на склонах Кавказа хоть влево, хоть вправо)))
16 06.01.2013 20:39
Aль-Таир
12-й, не думаю, что в функции М.Шевченко входит поднимать подобные вопросы. А если - да, то каким ты себе представляешь результат? В таком случае придется разворошить все пространство России. 13-й, ты неправ. МШ удивил знанием кавказской темы так, как родившийся и проживший здесь всю жизнь и тем, что до него никто об этом не сказал и не хотел говорить. Разве этого мало? Суть в том, что это озвучено. Все так и поняли.
17 06.01.2013 21:52
абв
Когда анализируешь Кавказские войны 18-19в.в,то видишь,как перекликаются события тех дней с нынешними.
Три могучих империи - Россия, Турция и Персия - претендовали на владычество над Кавказом, бывшем издревле воротами из
Азии в Европу.
Правящие круги соперничавших с Россией Англии, Франции и Австрии встретили Адрианопольский мир с нескрываемой враждебностью.
С их ведома турецкая агентура не прекращала своей диверсионной деятельности на Кавказе.
Еще активнее действовала английская агентура, подстрекавшая горцев к выступлению против России.
В марте 1827 русским главнокомандующим на Кавказе был назначен генерал И.Ф. Паскевич.
С конца 20-х годов Кавказская война расширяется по своим масштабам из-за возникшего в Чечне и Дагестане движения горцев под знаменем мюридизма, составной частью которого был газават - "священная война" против "неверных" (т.е. русских).
В основе этого движения лежало стремление верхушки мусульманского духовенства к созданию феодально-теократического государства - имамата.

Яркой фигурой этой войны был Шамиль.
18 06.01.2013 22:06
абв
25 лет Шамиль властвовал над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против огромных сил России.
В начале 1837 г. командующий корпуса поручил генерал-майору Фезе предпринять несколько экспедиций в разные части Чечни, что и было исполнено с успехом, но произвело ничтожное впечатление на горцев.
Упустив случай взять Шамиля в плен, генерал Фезе затянул войну на 22 года, а заключив с ним мир, как с равной стороной, поднял его значение в глазах всего Дагестана и Чечни.
Для действия против Шамиля был назначен так называемый чеченский отряд генерал-адъютанта Граббе.
19 06.01.2013 22:07
Абдурахман
,Если Россия разумно отнесется к КАВКАЗУ-Это спасение и процветание России.
Нет я не имею ввиду Россию Жириновского,Миронова,Зюганова-так как такой России не долго осталось жить.Я имею ввиду Россию Путинскую,и Медведовскую,вот на кого я возлогаю надежду,как на сильную и целостную Россию.Я этих политиков сравниваю с Минином и Пожарским и считаю ,что им если они захотят под силу вернуть КАВКАЗ в правовое и социальное поле в наш обший дом в Российскую федерацию.
20 06.01.2013 22:13
абв
Власть Шамиля не была поколеблена в Чечне.
Ему подчинились все племена между Сунжей и Аварским Койсу, поклявшись не вступать ни в какие сношения с русскими; изменивший России Хаджи-Мурат (1852х) перешел на его сторону (ноябрь 1840 г.) и взволновал Аварию.
Шамиль поселился в селении Дарго (в Ичкерии, при верховьях реки Аксая) и предпринял ряд наступательных действий.
Конная партия наиба Ахверды-Магомы появилась 29 сентября
1840 г. под Моздоком и увела несколько человек в плен, в том числе семейство купца горского еврея Улуханова, дочь которого, Анна, сделалась любимой женой Шамиля, под именем Шуанет.

Шамиль разорял аулы, пытавшиеся противиться его власти, уводил с собой в горы жен и детей и заставлял чеченцев выдавать своих дочерей замуж за лезгин, и наоборот, чтобы родством связать эти племена между собой.
21 06.01.2013 22:14
МАЛГОБЕК - деГОРЦУ
Знаешь мне так не хотелось отвечать на твой второй вопрос,из этических соображений, но выручил всевышний. Статья М.ШЕВЧЕНКО как нельзя лучший ответ. Шевченко некого не удивил сутью изложенного, но сумел и посмел выложить то что не смели так называемые элиты кавказа. От души уважаю М.Шевченко.
22 06.01.2013 22:19
абв
К концу 1843 г. Шамиль был полным господином Дагестана и Чечни.
Четверть века он возглавлял борьбу Кавказа против России.
В августе 1859-го 30-тысячный корпус князя Александра Барятинского окружил высокогорную крепость Гуниб, в которой укрылся Шамиль.

На требование сдаться имам заявил:
”Гуниб — высокая гора, я стою на ней.
Выше только Бог, а россияне — снизу. Пусть штурмуют”.
Шамиль надеялся продержаться до холодов, когда нападающие пойдут на зимние квартиры.

На рассвете 25 августа россияне окружили крепость.
К Шамилю отправили парламентария — полковника Ивана Лазарева. Имам советовался с ближайшими соратниками несколько часов.
Под вечер сел на белого коня и приехал к Барятинскому.
Князь держал при себе 30-летнего художника Теодора Горшельта. Тот сначала сделал зарисовки с натуры, а впоследствии написал большую картину ”Плен Шамиля”.
23 06.01.2013 22:22
абв
За какие "заслуги" такие "услуги" - вот вопрос!

Имама Шамиля поселили в шатре князя.
Предоставили переводчика и повара-мусульманина, который подавал блюда на золотых подносах.
Барятинский подарил Шамилю дорогую шубу и посоветовал готовиться к встрече с императором Александром ІІ.

Жизнь невольника 63-летний имам начал с Украины.
13 сентября прибыл в Харьков.
В поезде поглядывал на компас, чтобы убедиться, что едет на север, а не в Сибирь.
Гостя встретили салютами и воздушными шарами.
Дали в его честь бал во дворянском собрании.
Через два дня в Чугуеве, близ Харькова, Шамиль встретился с Александром II.
Тот подарил ему золотую саблю.
24 06.01.2013 22:28
абв
10 октября 1859 года имам приехал в Калугу.
Таков был приказ Александра ІІ.
Получил там ежегодное содержание — 15 тыс. рублей серебром. Для него казна приобрела у помещика Сухотина трехэтажный дом с садом, бассейном, баней и конюшнями.
В газете ”Калужские губернские ведомости” появилась постоянная колонка ”Из дома Шамиля”.
5 января 1860-го привезли семью Шамиля — 22 человека и его обслугу.
В 1868 году Александру ІІ доложили, что холодный калужский климат вредит Шамилю.
Царь приказал перевести его в Киев.
В начале декабря имам с гаремом приехал в украинскую столицу.

Военный комендант генерал-лейтенант Новицкий поселил пришельцев в имении Мосоловой, напротив нынешнего Дома офицеров.
Шамиль выбрал флигель в глубине усадьбы.

Шамиль ходил в Царский сад в белой чалме, медвежьей шубе и желтых сафьяновых сапогах.
25 06.01.2013 22:30
абв
16 февраля 1869-го Александр ІІ дал согласие на хадж Шамиля. Позволил взять жен, детей, внуков.
В Мекку прибыл 20 ноября.
Там простудился. Путешествие к гробнице Магомета в Медине начал только в конце марта 1870-го.
Шамиль умер в Медине 4 февраля 1871 года.
26 07.01.2013 00:03
МАЛГОБЕК
Если кто обратил внимание на мимолётный вопрос АБВ; за какие"ЗАСЛУГИ"такие"УСЛУГИ". За выполнение военнополитического задание царя. Как говорят: История повторяется. Через 140лет другой шамиль был аналогичен,но главную роль играл дудаев.Вот тебе рассклад.
27 07.01.2013 02:45
моя правда
...за что Шамилю такая царская забота? Или это презент за что то? Русь просто так не ласкает!
28 07.01.2013 10:29
не мешайте жить
Что значит «Борьба между разными кавказскими этносами между собой за
жизненное пространство», если эта борьба навязывается из вне и является частью политики «Разделяй и властвуй»? После ухода инородных захватчиков, народы Кавказа всегда почти бескровно возвращались на свои территории и на большее не претендовали. Так было и так будет.
29 07.01.2013 10:38
Одного мужика сын
Максим Шевченко-это ЧЕЛОВЕК который заслуживает УВАЖЕНИЯ !
30 07.01.2013 11:37
АБВгдшнику
Свою голову надо иметь и излагать свои мысли по теме, а не копировать материалы биографии Шамиля из учебника 5 класса!!!
31 07.01.2013 15:24
МАЛГОБЕК
В учебнике не пишут, что шамиль был царский халуй. Развязал братоубийственную войну, и добившись цели вернулся туда откуда получал приказы. А то что копировал абв как ты пишешь,так это тоже нет в учебнике,а почитай энцеклапедию и поймёшь почему наши деды были против шамиля. если ты их уважаешь.
32 07.01.2013 19:32
абв
30-му
В учебниках ни за 5-й класс,ни за 10-й класс этих материалов не найдешь!

Мало того,из Шамиля многие делают героя-кумира,как и
из Дудаева!

А народ ингушский в свое время за Шамилем не пошел,как он не пошел на авантюру Дудаева!
Помните призывы этой жидовской подстилки:
"Мы должны пойти на контактный бой с русскими" - яхаж,вей хьалак ди хьавейта саг вар из!
33 07.01.2013 19:48
абвгдшнику
Шамиль разорял аулы, пытавшиеся противиться его власти, уводил с собой в горы жен и детей и заставлял чеченцев выдавать своих дочерей замуж за лезгин, и наоборот, чтобы родством связать эти племена между собой.))) Какие лизгины? Зачем придумывать всякую белиберду? Кто, как и на ком женился ,на это есть документальные подтверждения.Не надо писать отсебячину.
34 07.01.2013 21:47
Фея
Максим красавчик! ты объективен как никто.
35 07.01.2013 22:16
АБВгдшнику
...слушай ..., отстань со своим Шамилем и читай побольше о нем (сам)свою энцЕклапедию ....
36 07.01.2013 23:52
МАЛГОБЕК
Эй вы попугаи,вы почему такие упёртые. Хотя ФЕИ И МАКСУ ДАЛЕКО НЕ ШАМИЛЬ ИНТЕРЕСУЕТ...
37 08.01.2013 14:37
период Мракобесия
шамиль Басай давай Досвидай

итак хором повторяем 40 раз )))))
38 08.01.2013 20:43
Глуша
Да,богата наша история ничего не скажеш.
39 08.01.2013 21:09
Мухьаммад
Полностью солидарен с 11-ым... Все четко и верно сформулировано ...
40 08.01.2013 21:27
Мухьаммад
абв ... Ассалам Алейкум... мы раньше в обсуждениях статей на " Магас.ru" несталкивались ... ? )))
41 09.01.2013 05:52
абв
40-му
Нет,не сталкивались.
42 09.01.2013 17:45
Мухьаммад
41-му ... Жаль ... значит мне показалось... извини...
43 09.01.2013 21:41
Кавказец - Мухьаммаду
А ты умный, ты все прекрасно понял)
44 10.01.2013 08:32
Мухьаммад ( 43-му)
Хм... говориш...... ))))))))
45 10.01.2013 19:07
Мухьаммад- Кавказцу
Я был бы очень рад , если бы то что я понял, оказалось бы правдой...... )))
46 10.01.2013 22:56
Кавказец - Мухьаммаду
Ассалам алейкум, Мухьаммад, будем надеяться, что это так)))
47 11.01.2013 00:40
Сейфуддин
Абдурахман
"Я имею ввиду Россию Путинскую,и Медведовскую,вот на кого я возлогаю надежду"..

Дай Аллах, чтобы все вы, надеющиеся на идолов, идолопоклонники, в Судный День предстали с этими надеждами и получили Кару, которой не будет конца!
48 11.01.2013 17:29
Мухьаммад ( Кавказцу)
Ваалейкум салам... Надеюсь ...))) Я был бы от души этому рад .... )))
49 14.01.2013 06:33
СШК
Бомж,ты болен
50 14.01.2013 17:04
49-му
Надеешься, что бомж тебя поймет и согласится? Это бесполезно, просто оставьте его в покое, пусть тешится пока самому не надоест. Наиграется и перестанет)))
51 17.01.2013 19:38
URK06
МИРУ МИР

Добавьтe Ваш комментарий

Ваше имя (псевдоним):
Комментарий (Вы можете использовать здесь HTML-теги):